Четверг, 2024-04-25, 11:30 PM
 
На главную
Меню сайта
Наш опрос
Какой вид туризма вас привлекает в Якутии?
Всего ответов: 550
 Персоналии

В.И.Йохельсон - выдающийся этнограф, краевед, антрополог и лингвист
Выдающийся этнограф, краевед, антрополог и лингвист Владимир (Вениамин) Ильич Иохельсон родился 14 января 1855 г. в городе Вильно (Вильнюс) в патриархальной еврейской семье. Родители готовили сына к богословской карьере и отдали его в хедер - начальную школу для обучения мальчиков основам иудаизма. Позже Иохельсон вспоминал: "В 12 лет я уже знал четыре трактата талмуда с комментариями. Воспитание я получил строгое. Я ничего не знал, что происходит вне нашего дома, хедера и приходской синагоги..."1. Затем юноша поступил в раввинское училище, которое и определило его дальнейшую судьбу. Отец был против училища, полагая, что это рассадник свободомыслия и он оказался прав: здесь наш студент увлекся не философией иудаизма, а проникся идеями крестьянской революции, посещая тайный кружок "саморазвития" А.И.Зунделевича, ставшего одним из руководителей организации "Народная воля". В 1873 году Вениамин Иохельсон поступает в реальное училище, но все свое время и последующие 20 лет жизни отдает нелегальной деятельности народников. Подпольная кличка "Володька" юноше понравилась, и он вошел в историю под именем Владимир (Waldemar).

В 1875 году произошли аресты активистов-народников, и с этого времени начинается скитальческая жизнь Иохельсона сначала по Европе, как беглого революционера, потом как ученого, исходившего весь Северо-Восток Сибири и острова северной части Тихого океана. Революционером был и его коллега, сосланный в Якутию Владимир Богораз. В Международной энциклопедии социальных наук дана следующая характеристика деятельности Иохельсона и Богораза: "Этнография была для них интеллектуальной частью народничества... Согласно их (народников. З.И-У) доктрине, от слияния интеллектуалов с простым народом произрастает национальная мощь"2. Демократические идеалы народничества, сострадание к людям, сохранившим свою культуру в суровых природных и социальных условиях и осуждение несправедливости властей сохранились и в их научных трудах.

В 1885 г. Иохельсон был арестован при попытке перейти границу из Швейцарии в Россию. После двухлетнего заключения в Трубецком бастионе Петропавловской крепости узник был отправлен в десятилетнюю ссылку в Якутию - сначала в Олекминск, затем в селение Калтус близ Среднеколымска. Здесь Иохельсон начал изучать быт, язык и культуру якутов. В 1894 году входит в состав Сибиряковской экспедиции Императорского Географического общества, в которой приняли участие политссыльные Н.А Виташевский, Э.К. Пекарский, Д.А. Клеменц, В.Г. Богораз, С.В. Ястремский и другие, внесшие огромный вклад в якутскую науку. Больше двух лет (1895-1897) Иохельсон провел среди юкагиров, кочуя вместе с ними по всем районам расселения, изучил два диалекта юкагирского языка.

В 1898 г. Иохельсон возвращается в Петербург, затем едет в Швейцарию, где работает над докторской диссертацией. С этого же года начинается подготовка к грандиозному проекту, ставшему главным смыслом его долгой жизни. Руководитель Американской Северо-Тихоокеанской Джезуповской экспедиции (1897-1902) Ф.Боас предложил Иохельсону и Богоразу включиться в работу экспедиции для исследования жизни народов Северо-Востока Сибири с целью выяснения проблемы заселения Америки, проследить взаимосвязи коренных народов двух континентов через их историю, материальную и духовную культуру. Обязательным условием было освоение языка исследуемых народов. Богораз знал чукотский и корякский языки и должен был работать у чукчей, а также помогать Иохельсону в работе с коряками. Иохельсон знал якутский и юкагирский. Он был назначен ответственным за работу всей сибирской части экспедиции. В его задачу входило основательное изучение этнологии, языка, мифологии, религии коряков, а также дополнить ранее собранную юкагирскую коллекцию новым материалом. Сам Иохельсон решил включить и якутов в сферу своих исследований.

В состав сибирской экспедиции входили жены ученых Дина Бродская-Иохельсон и София Богораз. В обязанности Дины Бродской, медику по специальности, входила задача производить антропометрические замеры, фотографические съемки, записывать устный и музыкальный фольклор на восковой фонограф и оказывать медицинскую помощь. Позже она защитила на собранном материале докторскую диссертацию в Цюрихе.

Сибирский отряд Джезуповской экспедиции под руководством Иохельсона блестяще справился с задачей, но только позже участники смогли рассказать, какие трудности им пришлось преодолевать. Бездорожье, болота, тучи гнуса летом и жуткие морозы зимой с пронизывающим насквозь ветром, ночевки на снегу, скудость питания - это одно. Труднее было преодоление психологического барьера. Например, коряки не хотели продавать семейный бубен, показывать погребальную одежду, не давали делать антропометрические замеры, боялись фотоаппарата, фонографа. Но личное обаяние Иохельсона, его знание языков, уважительное отношение к людям сделали невозможное: ученый собрал огромный этнографический материал, в том числе приобрел богато орнаментированные погребальные костюмы, которые по обычаю коряки не показывали ни одной живой душе.

По условиям контракта весь научный и полевой материал является собственностью Американского музея в Нью Йорке. Переписка Боаса с Иохельсоном и его полевые дневники позволили воссоздать хронологически день за днем историю экспедиции.

Полевые работы начались 16 августа 1900 года с посещения корякских селений Кушка и Парень, опустевших от эпидемии кори. В течение года он объездил всех приморских и оленных коряков, собрал богатейший материал. Ровно через год, 15 августе 1901 г. Иохельсон направился на лошадях через Становой хребет в Верхнеколымск к юкагирам. По его признанию, ни один европеец до него не проходил ранее этим трудным путем, занявшим 56 дней. С 21 октября работал у юкагиров реки Ясачная, 8 декабря выехал в Среднеколымск, где покупает якутские артефакты. 6 января 1902 года отправился к тундренным юкагирам, 6 марта возвратился в Среднеколымск, а 25 апреля прибыл в Якутск, и тут же успел до вскрытия реки Лены поехать в левобережные улусы для сбора материала якутской коллекции. 16 июня супруги Иохельсон выехали из Якутска, пароходом добрались до Иркутска 8 августа, поездом до Санкт-Петербург и прибыли в Нью-Йорк 18 ноября 1902 года.

Таков был маршрут знаменитой Джезуповской экспедиции, по охвату территории и богатству коллекции не имеющей себе аналогов. Результаты полевых работ Иохельсон обобщил в капитальных трудах, изданных в серии "Ученые записки Американского музея естественной истории". По условиям договора он вначале написал монографию о коряках.

После этого вновь отправляется в далекие экспедиции. На этот раз Иохельсон принял на себя руководство Алеутско-Камчатской экспедицией Русского географического общества, организованной московским банкиром П.П. Рябушинским (1909-1911). За полтора года объехал все важнейшие острова Алеутской гряды. Изучил алеутский язык, собрал словарь в 5000 слов, записал 150 текстов мифов, преданий и сказок. На Камчатке прежде всего изучает ительменский язык. В районе Авачинской губы провел археологические раскопки, нашел материалы по древней культуре ительменов и нашел в них сходство с культурой айнов и индейцев Северо-Западной Америки. Все его труды насыщены сравнительными данными с другими народами Азии и Америки.

Иохельсон при любой власти оказывался в немилости по идеологическим соображениям. В дореволюционной России на нем лежала тень мятежника-народника, в СССР его труды замалчивались, не переводились на русский язык. Работая в основном в Германии и Швейцарии, он приобрел славу крупного ученого, знатока Сибири и Северной Америки. К 80-летию Иохельсона журнал "Советская этнография" поместил статью К. Шаврова, который дал высокую оценку его научной деятельности, но в 1930-х гг. было опасно хвалить эмигранта, не указывая его ошибок, а именно, "беспринципного эмпиризма, идущего от американской школы "исторической антропологии"3.

Последующее десятилетие (1912-1922) Иохельсон работал хранителем отдела

Музея антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге. В 1922 г. поехал в Нью-Йорк и остался там до конца жизни, работая в Американском музее естественной истории и в Институте Карнеги в Вашингтоне. Умер в 1937 году.

Зинаида Иванова-Унарова

ПЕРВЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЮКАГИРОВ

В XIX в. российская самодержавная власть превратила Якутский край в "тюрьму без решеток". Из центральной России сюда были высланы многие участники революционных выступлений, движений и обществ, получившие в Сибири общее название - "политические", в отличие от административных и уголовных ссыльных.

В основном это были не только грамотные, но высоко образованные интеллигентные люди, студенческая молодежь. Молодые революционно настроенные умы здесь в далеком глухом тогда Якутском крае нашли достойное применение своей энергии.

Одной их сфер деятельности политссыльных явилось всестороннее изучение Якутского края. Многие ссыльные стали пионерами подлинно научного изучения народов Северо-Восточной Азии - якутов, тунгусов, юкагиров, чукчей, алеутов и др. Достаточно назвать имена И.А. Худякова, В.Л. Серошевского, В.Ф. Трощанского, В.Г. Богораза, Э.К. Пекарского, С.В. Ястремского, В.М. Зензинова и многих других - авторов книг, широко известных современным североведам. К этой плеяде исследователей принадлежит имя Владимира Ильича Иохельсона, участника двух научных экспедиций на северо-восток Азии (Сибиряковской и Джезуповской).

В.И. Иохельсон - автор нескольких монографий, многих статей и исследований. Первый капитальный труд ученого - "Материалы по изучению юкагирского языка и фольклора, собранные в Колымском округе" был издан в Санкт-Петербурге в 1900 г. и с тех пор ни разу не переиздавался. Настоящее второе издание труда ученого инициировано Институтом проблем малочисленных народов Севера СО РАН и приурочено к юбилейной дате - в 2005 г. российское североведение и научная общественной отмечают 150-летие со дня рождения В.И. Иохельсона. С

Само создание подобного единственного в мире Института проблем малочисленных народов Севера косвенным образом является результатом научной деятельности политических ссыльных в Якутии в XIX-нач. XX вв.

Юкагиры, существование которых в будущем было взято под сомнение ссыльными исследователями из-за тяжелых социально-экономических, бытовых и других условий, в которых находился народ, в настоящее время являются сотрудниками названного института и авторами многих научных исследований.

Настоящее второе издание труда В.И. Иохельсона - благодарность юкагиров, одного из самых малочисленных народов Севера, своему первому исследователю.

Просмотров: 2711
Бесплатный хостинг uCoz