Пятница, 2024-03-29, 3:18 AM
 
На главную
Меню сайта
Наш опрос
Какой вид туризма вас привлекает в Якутии?
Всего ответов: 550
 Легенды и предания

Прапрадед Эгийээн
С незапамятные времен заселяли Кангаласские аласы (Среднеколымский район) якуты и юкагиры. По преданиям, якуты обосновались вокруг большого озера, которое назвали Байхал. Оно и поныне так называется. Значит, предки якутов были знакомы с названием "Байкал", но вряд ли знали о существовании реки Колымы. А кочующие юкагиры знали тундру и почти все реки. Поэтому для якутов они были информаторами по географии Севера. По рассказам моего деда Саввы Семеновича Винокурова, Эгийээн был его дедом или прадедом. Парни Эгийээн, Болот и Ойхоллон выросли у озера Байхал. Точно не известно, были они родственниками или друзьями. В то время существовал обычай: когда мальчику исполнялось десять лет, родители дарили годовалого жеребца с таким расчетом, что это будет его конь. Поэтому парни выросли отличными наездниками. Среди них особо выделялся Эгийээн, который с малых лет привык к тяжелой работе и рискованной жизни. Он обладал огромной физической силой. Равным ему по силе среди ровесников не было. Эгийээн был высокий, плечистый, смуглый, разговорчивый и веселый в своем кругу. Он носил черные кудри до плеч. Его род и поныне сохранил эти кудри. ** Накануне совершеннолетия Эгийээн, Болот и Ойхоллон летом, как обычно, охотились, пасли лошадей, заготовляли сено, а в свободное время тайно готовились ко Дню воли и подвигов, который должен был наступить после окончания работ. Отцы обещали парням дать десять-пятнадцать дней в их распоряжение. Наконец, этот день наступил. Парни, как могли, нарядили своих коней, взяли пару сетей и маленькую деревянную лодку (тыы). У каждого имелся лук с крепко натянутой тетивой. Как подобает сказочным богатырям, каждый взял пять стрел с острым наконечником и пять простых. На поясе у них висел острый и опасный кинжал (быhах). Решили ехать далеко, туда, где стая гусей исчезала на все лето, значит, за пределы большой реки Рассохи. Парни взяли с собой постели и один котелок на троих. По обычаю, отправляясь на охоту, мужчина не берет продукты из дома. Дни проходили в неописуемых трудностях дороги. Были сытые дни и голодные сутки. Река осталась далеко позади. Наступила осень. Однажды вечерам разыгралась непогода. Шел снег с дождем. При сильном встречном ветре трудно было даже остановиться и посоветоваться. Надо было найти такое место для ночевки, чтобы озеро кормило ладей, а луга - лошадей. Остановились около небольшого озера. Соорудили "косой шалаш" (кэлтэгэй китиик) - шалаш на ночь или на несколько дней. Он был такой: подветренная сторона длинная, чтобы три человека свободно могли сесть, и две короткие стенки, передняя сторона открыта - там горит костер, варится обед или ужин. Вдруг Эгийээн увидел: стадо диких оленей бросилось через озеро. Мелькнула мысль: было бы копье! Долго не думая, прикрепил к веслу свой кинжал и поехал вдогонку за оленями. В темноте колол своим оружием оленей. Целый день друзья разбирались с тушами, а к вечеру наладили сарай для хранения мяса. Прошла еще одна ночь. Выпал снег. Утром, выйдя из шалаша, Эгийээн обернулся от какого-то странного ощущения и тут же увидел падавшего на него огромного бурого медведя. Не давая зверю зацепиться за него, Эгийээн бросил медведя через голову. Перевернувшись, медведь бросился на парня. Обеими руками Эгийээн схватил медведя за уши и ударил головой об землю. Это не подействовало: медведь лишь легко сморкался и успел разорвать торбаза. Эгийээн не мог высвободить руку, чтобы достать нож. Когда медведь попытался прыгнуть, парень неожиданно отпустил его, и зверь отлетел на несколько шагов - в это время Эгийээн достал нож. Медведь снова бросился на него. Эгийээн замахнулся ножом, но медведь вырвал нож зубами. Борьба продолжалась. Медведь не давал передохнуть. Нож куда-то упал. Эгийээн почувствовал, что силы покидают его. Все же удалось еще раз перевернуть косолапого через голову. В ожидании нового нападения Эгийээн не поверил своим глазам: отряхнувшись, медведь побежал в сторону леса. Это было спасением не только для Эгийээна, но и для спавших друзей. Проснувшись, они рассматривали кровавые следы на свежем снегу, свидетельства долгой борьбы с переменным успехом. Раны Эгийээна лечили исключительно рыбьим жиром, и они быстро зажили. Парни вернулись домой с богатой добычей. С тех пор озеро стало носить имя Эгийээна. Озеро Эгийээн расположено на двадцать-тридцать километров севернее местности Гаврило, почти на равнине, округленное со всех сторон низким лесом. Озеро состоит из двух водоемов (кюндэ): южное - большое, северное - поменьше. Их соединяет пролив шириной 150-170 метров. ** Не жалея сил, Эгийээн ездил на дальнюю охоту. Всюду ему сопутствовала удача. Вся родня радовалась и гордилась его доблестью. Однажды Эгийээн поехал по незнакомым следам и через некоторое время увидел девушку в белой кухлянке из пыжика. Она была на лыжах. Эгийээн догадался, что она - юкагирка. Якуты с юкагирами не общались, хотя те рядом кочевали. Препятствием было незнание языка. Но девушка была очень красива, и Эгийээн жестами предложил ей сесть в сани, чтобы довезти ее до яранги. После некоторого колебания девушка согласилась. Она первый раз видела так близко якута и коня. Когда они подъехали к стоянке, хрупкая девушка приятно улыбнулась и побежала в ярангу. Зайти туда у Эгийээна не хватило смелости. Кочевники на одном месте долго не живут. Поэтому Эгийээн не нашел никого, когда снова приехал сюда. В этом году они больше не увиделись, хотя Эгийээн надеялся на встречу. Прошел ровно год. Во время выхода на дальнюю охоту Эгийээн наткнулся на след узеньких оленьих саней - турку. Поехав по следам, он увидел знакомую ярангу. Из яранги, услышав скрип саней и тяжелые шаги приближающегося коня, выбежала Она, еще более похорошевшая. Эгийээн, радостно улыбаясь, произнес: "Кыысчаан..." Она тоже произнесла несколько слов, но Эгийээн ничего не понял. На прощанье девушка протянула ему маленький сверток. Вернувшись на свою стоянку, Эгийээн развернул подарок. Это были перчатки сшитые пятнадцатилетней влюбленной тайком от родных. Легенда рассказывает, что Эгийээн хранил их до конца своей жизни в том виде, в каком получил. Кочевая жизнь такова: и в этом году они больше не встретились. Оленеводы уедали в далекую Тундру. На следующую зиму молодые поженились. Кочевники согласились сыграть свадьбу по якутскому обычаю. Шестнадцатилетняя жена встретила в семье мужа много трудностей. Не зная языка, не умея доить коров, она чувствовала себя одиноко, когда двадцатитрехлетний муж надолго уезжал на охоту или за табуном лошадей. Как-то осенним утром, никому ничего не сказав, невестка взяла обшитые мехом лыжи - туут - и уехала. Через несколько дней Эгийээн вернулся с труднейшей охоты, а жены дома нет. Встревоженный, он отправился по ее следам. На следующий день он нашел ее в кругу родных. О чем они говорили, неизвестно. Эгийээн вернулся домой один. Весной, после окончания охоты, Эгийээн занялся заготовкой леса для строительства своего отдельного балагана. Ему помогали друзья Болот и Ойхоллон. К осени балаган был готов. Год разлуки заставил молодых все обдумать. Эгийээн выражал свои чувства в песнях, в которых сравнивал свою любимую с белым песцом, куропаткой, ее щечки с розовой чайкой, с утренней зарей... Жизнь девушки также изменилась. Весной она несколько раз сходила на танцы Сэдьэ. Почему-то они не отвлекли ее от мыслей об Эгийээне. Она стала охотнее оставаться с женщинами и заниматься домашними делами, выделкой шкур, шитьем. Наступила зима. Природа оделась в белый цвет - символ любимой. Толстый лед и свежий снег звали Эгийээна на широкие просторы. Скоро он привез жену в свое жилище, где они прожили долгую счастливую жизнь и нажили пять дочерей и пять сыновей, которые продолжили большой род Эгийээна. Любовь этих молодых проложила начало тесному общению местных якутов и юкагиров. Якуты стали заниматься оленеводством, юкагиры - животноводством, то есть стали вести оседлый образ жизни.

Гавриил Софронов

Просмотров: 1875
Бесплатный хостинг uCoz