Исследователи указывают на почти полную неизученность религиозных воззрений, представлений и обрядов эвенов. Тем не менее у них имеются ценные замечания и отдельные разработки в сфере религиозного мировоззрения эвенов. Ж.К. Лебедева, касаясь об архаическом эпосе эвенов, отмечает: "Солнце и Луна являлись объектами поклонения. Мифы и эпос эвенов и эвенков содержат заклинания - обращения к этим светилам. Мифологические и эпические герои умоляют Солнце и луну помочь им в каком-либо предприятии и быть постоянными благодетелями в их жизни. Сохранившиеся до наших дней в фольклорной лексике эпитеты - архаизмы "дочь Солнца", "сын Солнца" говорят о том, что тунгусо-язычные народы, видимо, считали Солнце и Луну божествами". Этническая религия эвенов является религией заклинания или религией колдовства. А колдовство бывает непосредственным и опосредствованным. А если магия или чародейство осуществляется посредством Солнца и Луны, путем "обращения к этим светилам", то мы имеем опосредствованное коловство. Как известно, общее определение ворожбы или колдовства состоит в том, что человек, сильный своим сознанием и волей, обладает властью и господствует над природой, а не природа, обладая большей силой и мощью, не природа подавляет, порабощает и покоряет человека.
А.А. Алексеев пишет: "Старейшины рода обращались к солнцу примерно с такими словами: "О, дух великого Солнца, солнца-матери, твои земные сыновья: вещай нам счастливую судьбу. Подари нам ловких и сильных мальчиков, красивых и румяных девочек. Размножай оленей твоих, посылай нам богатства свое - оленят резвых и быстрых. Для тебя мы окропили землю кровью жертвенного животного, молоком твоих оленей для тебя мы устроили большой праздник - Эвинэк и наш веселый хоровод. И на это распространи, о Солнце, счастье и благодать, умножь наши оленьи стада и наших оленят, - энкелбу посылай нам охотничью удачу. О великое Солнце, духи местностей и дух природы, слушай: для счастья будущих поколений кочевых эвенов сохраняй своих золотых оленей".
Эвены в своем религиозном воображении олицетворяют солнце. В действительности солнце газообразное небесное тело, ближайшая к земле звезда. А в эвенском представлении, оторванном от действительности, в желании эвена быть счастливым и благодатным оно превращается в личное божественное существо, имеющее глаза и уши, чтобы видеть его слезы от падежа, повальной смертности оленей и от неудачной охоты и безуспешной ловли рыб и слышать обращение и молитву старейшин рода с просьбой умножения оленьих стад, охотничьей удачи и успешной рыбной ловли.
Гегель разъясняет: "Подобные просьбы, однако, имеют также смысл заклинаний, говорят ведь о заклинании как о мольбе; подобная мольба отражает признание того, что человек находится во власти другого. Просить потому и бывает трудно, что тем самым признается власть другого, его произвола надо мной. Однако в просьбе заключено и требование действия, просьба есть вместе с тем как бы власть, осуществляемая над другим. То и другое здесь смешано: с одной стороны, признание превосходства предмета, с другой - сознание моей силы, посредством которой я хочу осуществить свою власть над этим предметом. Так, на этой стадии развития народы приносят жертву реке, когда они собираются через нее, Солнцу - когда оно уходит в облака; тем самым они пользуются силой заклинания, средства должны осуществить заклинание над силами природы, осуществить то, что хочет данный субъект. Поклонение подобным силам природы двойственно, оно не есть чистое поклонение, но связано с колдовством". Отмечено, что в XVIII и XIX веках эвены питались звериной ловлей. Охотились на диких оленей. Ясно, что при изменении путей миграций последних эти пути не совпадали с охотничьими маршрутами эвенов. Такое расхождение звериных путей и маршрутов охотников приводило к резкому ухудшению благосостояния эвенов. Эвены лишались оленей, становились полунагими. Многие из них умирали от холода, болезней и голода.
Экономическое положение эвенов снижается до крайнего бедствия и нищеты не только по причине природных случайностей, охотничьих неудач, болезней и эпидемий, но и по причине общественных явлений и закономерностей, чуждых нормальному человеческому существованию. Эвены и другие коренные народы Севера подвергались нечеловеческому страданию в связи с неимоверным ростом налогов и сборов и благодаря свирепому ясачному порабощению.
Бессилие перед чуждыми, враждебными и смертельно опасными явлениями, событиями и процессами природы и общества порождает в душе и духе эвенов и других коренных народов Якутии фантазию о боге и богов и религию в целом. Из вышеизложенного видно. что эвены с целью завоевания, покорения и уничтожения указанных негативных сил в своем сознании вообразили существование "духа великого Солнца, солнца-матери", иначе говоря, бога Солнца. Бог Солнца - человекоподобное существо, наделенное сознанием и волей, руководящее и управляющее природой и обществом в интересах эвена и защищающее и оберегающее эвена от несчастья, холода, голода, эпизоотии - повальной смертности среди оленей и людей.
Предпринимая охотничий и рыбный промысел, занимаясь оленеводством, эвены выражают то или иное желание, составляют план и ставят перед собой определенную цель. Однако расстояние между этими идеальными началами и реальными успехами тех или иных предприятий эвенов оказывается непреодолимым материальными средствами из-за их низкого и слабого развития. У эвенов отсутствовала реальная возможность действительного господства над силами и законами природы и быть на деле свободными от них. Реальное бессилие в религиозном понимании эвенов дополняется идеальным всесилием божественных существ.
Живя и трудясь в условиях угнетения и порабощения природными и общественными силами суровой Арктики и царского и всякого другого империализма, в духе и в воображении эвенского и других коренных народов Севера совершается освободительное движение, целью которого является преодоление, подчинение и уничтожение указанных враждебных сил. Освобождение достигается мифическими средствами: подношениями, жертвами, молитвами и колдовством. Господство над общественными и природными явлениями и процессами устанавливается в сфере воли и сознания, желания и благословения, а в реальной действительности человек оказывается не знающим, не ведающим и беспомощным.
Фейербах указывает, что религия имеет практическую цель, что она хочет привести природу в подчинение человеку, заставить ее быть послушной и служить стремлению человека к счастью. По-нему, человек, находящийся в неразвитом, необразованном и некультурном состоянии, стремится достигнуть счастливой, прекрасной жизни, защищенной от напастей и слепых случайностей природы, единственно лишь через посредство религии. Фейербах считает, что молениями, дарами и жертвами человек пытается расположить в свою пользу предмет, который опасен и угрожает и поэтому страшен ему. Кроме того, человек в мыслях преодолевает и побеждает грозные, исполинские и враждебные силы природы всемогущей силой волшебства или колдовства. Так устанавливается мифическое господство над природой посредством одних лишь слов, одной лишь воли. Так наступает царство свободы и самодеятельности в представлении людей и народов.
***
Духовный мир народов Якутии, сердцевиной которого является их мировоззрение, определяется их окружающим материальным миром, иначе говоря, природой и обществом. При низком развитии производительных сил северный человек в борьбе с суровыми условиями природы не мог выжить в одиночку и трудился совместно с соплеменниками. Родовая община была социально-экономическим укладом или устройством коренных народов Севера. Ее устойчивость и живучесть подтверждены законом Республики Саха (Якутия) "О кочевой родовой общине малочисленных народов Севера", введенным в действие с 1992 года.
В общинной экономике производство является общественным и соответственно собственность имеет общественный характер. В первые годы советской власти было исследовано, что оленеводство и охота на диких оленей эвены осуществляют сообща, всем наслегом или родом. Добытое мясо оленя или лося идет в общий котел. Коллективный труд и коллективная собственность, а также питание из общего котла или кухни в душе рождают такие высокие чувства и мысли, как единство, солидарность и дружба. И в религии верующие себе представляют, что питье из одной чаши, преломление одного хлеба и еда за общим столом связывают тесными узами учеников Иисуса, что все это и есть ощущение и акт дружбы, духа, любви.
На Севере туши убитых зверей распределяются поровну между членами первобытно-коммунистической общины. Лучшие и опытные охотники жертвуют своей добычей и ее раздают народу. Этот дар или жертвование называется нимат.
Самопожертвование - прекрасное и возвышенное духовное свойство людей. В исследованиях XIX века установлено, что северные якуты и заодно с ними эвены, эвенки и другие обладают духовностью в высшей степени, любят всех людей, готовы всегда помочь и желают каждому счастья. Они - альтруисты, то есть бескорыстно заботятся о других и жертвуют для других своими личными интересами.
С наступлением эпохи цивилизации общество делится на богатых и бедных. Равенство, братство и свобода, предначертанные на знамени первобытно-общинного коммунизма, были исключены из жизни общества, из духовного мира людей. Богатство охраняется посредством насилия и тюрем. Корыстолюбие и властолюбие - два зла, которые стали двигать историей. Были приведены в действие самые низкие побуждения и страсти людей, благодаря которым цивилизация достигла таких величественных успехов, какие и не снились древнему родовому обществу. В духовном мире людей альтруизм уступил место эгоизму, себялюбию и низкой алчности отдельного человека. Определяющей целью цивилизации стало богатство не общества, а жалкого, презренного отдельного человека.
Фактом стало духовное падение человечества. В античной цивилизации Римская империя уничтожила родовой строй общин, земной рай, в котором существовали имущественные равенства людей и их высокая духовность - самопожертвование, братство и свобода. Римская империя - империя зла, насилия, рабства и нищеты. За революционное восстановление царства добра, дружбы и любви выступило первоначальное христианство. Отказ от частой собственности, введение общественной собственности, общая еда - вот девиз первых христианских общин. Однако их рай оказался небесным, воображаемым и устанавливаемым после смерти в вечной жизни, в "тысячелетием царстве", которое якобы наступит в недалеком будущем.
За революционное восстановление той высокой духовности, с которой соприкоснулись, в частности, путешественники XIX века в жизни и деятельности народов Якутии, иначе говоря, царства добра, дружбы и любви выступил и современный социализм. В отличие от раннего христианства последний стремился восстановить рай первобытно-коммунистической, аборигенной общественной формы на земле, в этом, действительном, а не потустороннем, воображаемом мире. В науке создана теория, по которой капитализм, как общество частной собственности разрушится кризисами и современное общество завершит свое развитие возвратом к высшей форме "архаического" типа общественной собственности и общественного производства.
Если социалисты настаивают на насильственный путь данного возврата путем национализации заводов, фабрик, банков и земель, то верующие воображают мирный путь - путь преобразования духовного мира частных собственников, путь выработки в их душе и уме чувства и категории самоотвержения. То есть той высокой духовной силы, благодаря которой они откажутся от чувства эгоизма, от своих частных интересов и станут альтруистами, социалистами, работающими на общественное благо. По мнению верующих, тот, кому личное благополучие, богатство и жизнь дороже добродетели, не достигнет духовного совершенства, и не будет трудиться на благо другим. Основное духовное свойство, нужное человеку для исправления испорченного мира ненависти и вражды, жадности и насилия и для вхождения в царство добра, мира и дружбы, это - способность жертвовать. В действительности, такой путь духовного преобразования мира без подкрепления материальным его преобразованием является ложным и фантастическим, а не истинным и реальным.
Г.И.Романов, кандидат философских наук, заслуженный работник культуры