Пятница, 2024-04-26, 12:20 PM
 
На главную
Меню сайта
Наш опрос
Какой вид туризма вас привлекает в Якутии?
Всего ответов: 550
 Традиции, культура

БАКАЛДЫН - ЭТО ВОЗРОЖДЕНИЕ
Бакалдын - это праздник Нового года у эвенков. Эвенки Новый год встречали не по-христианскому календарю 1 января, а летом после долгой зимы и осенью. Они кочевали семьями по разным местам, где много охоты и ягеля. С первой кукушкой, с цветением природы они встречали весну. Соседние роды собирались в одно стойбище и в течение недели обсуждали, кто и как провел зиму. Шесть ночей подряд танцевали Косегор, Дэбэйдэ, Ёхарио. После снова разъезжались и встречались осенью, перед началом зимы. А сейчас "Бакалдын" стал национальным эвенкийским праздником встречи друг с другом.

В Якутии проживает более 15 тысяч эвенков - это большая цифра, тогда как по всей России насчитывается 28 тысяч эвенков. В городе живут около 2000 эвенков. Но половина из них обякутилась, не знает языка, обычаев, традиций, а некоторые считали себя якутами и даже стеснялись говорить, что они эвенки.

И в 1992 году по инициативе исконно эвенкийских женщин А.Н. Мыреевой и Г.И. Варламовой создалась городская Ассоциация эвенков с целью возрождения национальных традиций.

"Бакалдын" - это не только праздник встречи, но и возрождение обычаев и ритуалов эвенков. Пропагандистами эвенкийской культуры являются Валентин Исаков, Анна Мыреева, Галина Варламова-Кэптукэ. Каждый год бывает, что "Бакалдын" посвящен какому-то событию и в связи с ним проводятся специальные обряды. Здесь отмечали эвенкийскую свадьбу, придерживаясь всех ее народных обрядов. "Бакалдын" проходит на красивом месте на 45 км Вилюйского тракта. 1992 году Иван Михайлович Атласов закрепил эту местность за Ассоциацией. Затем ее передали Галине Ивановне Варламовой-Кэптукэ, и на этой базе семья Варламовых создала этнографический комплекс "Бакалдын".

Тут растет, благоухая зеленым ароматом самое главное для эвенка дерево - лиственница. Внизу тихо протекает речка Кэнкэмэ, именно ее на берегу эвенки ставят стойбища. Это место очень близко эвенкийской душе, напоминает то место, кочуя на котором эвенк обязательно остановится. Это благословенная земля, 10 лет назад на первой такой встрече шаманка Матрена Петровна Кульбертинова благословила своих сородичей.

Матрена Петровна эвенкийская долгожительница, прожила больше одного века. Когда начинался "Бакалдын" ей было 104 лет. Августа Дмитриевна Марфусалова поведала нам:

- За месяц до Бакалдына Людмила Антоновна Алексеева съездила на родину шаманки в Нерюнгри и навестила ее. Она по приезду из Иенгры говорит, что Матрена Петровна передает привет всем эвенкам, и сказала, что в день праздника будет хорошая погода. И действительно перестал дождь, два дня стояла хорошая теплая погода, а когда мы уехали, в воскресенье снова пошел дождь. С тех пор эвенкам помогает дух Матрены Петровны.

Да, действительно кажется, сопутствует дух Матрены Петровны. Всю ночь в день нашего прибытия лил дождь, черные облака так обложили небо, будто солнца и не было. А под утро дождь перестал лить, из-за рассеивающихся облачков выглянуло солнышко. Праздник "Бакалдын" начался. Все вышли на полянку и прошли обряд очищения "Чичипкан". Все с чистой душой, с добрыми помыслами поклонились родовому огню. Президент республиканской Ассоциации эвенков Б. Н. Ануфриев и активный член ассоциации А.Н. Мыреева просили у Духа огня разрешения провести праздник. Просили у огня защиты, чтоб он согревал, кормил, послал много зверя и в следующий год и, чтоб олени росли, М. А. Анисимова, Евгений Татаев. Получив разрешение у духа огня, все кормили речку "Кэнкэмэ", которая на своем берегу каждый год гостеприимно встречает эвенков.

Удивительно, обряды имеют какую-то невидимую силу, они действительно дают воодушевление души, ощущение расслабленности, свежесть мыслей, прибавление новых сил и любовь к жизни.

После всех торжественных обрядов гостей и детей ждал один из основных обрядов эвенков - обряд причащения к родовому огню. Желающих причаститься было много, перед стойбищем - Урикит образовалась очередь. Люди выходили из стойбища с метками из сажени. Мы тоже не остались в стороне, прошли обряд крещения, и причастились к родовой общине эвенков.

Эвенки своих детей с малых лет обучают навыкам охоты, без охоты эвенк не эвенк. Перед выходом на охоту они выполняли обряд добычи удачи, чтобы дух леса послал много дичи. Причастившиеся увидели, как в старину эвенки проводили обряд добычи удачи.

После всех традиционных обрядов началось веселье праздника. Высоко на небе развеялся эвенкийский флаг. Подняли его Борис Ануфриевич, старейшина Христофор Афанасьевич, почетный гость Е.Е. Сыромятников и члены правления республиканской, городской ассоциаций эвенков. К тем временем солнышко взошло на небесную высь, и все расположились вокруг полянки на обед.

Испокон веков по хозяйке дома определяли, каким будет семейный очаг. На хозяйке и держится стойбище эвенка. Для эвенкийских женщин проводился конкурс "hунат-2002". Жюри оценивало участниц, насколько они владеют родным языком, навыками хозяйки традиционной эвенкийской семьи (т.е. прием гостей, умение приготовить национальное блюдо, знание национальных обычаев и традиций), исполнительским мастерством (знание народных сказок, од, притч, песен и хороводов). Конкурсантки также представили национальный костюм, поделки-сувениры, рассказали технологию шитья и изготовления. Все участники были неординарны, было чему научиться, перенять у них, но все же жюри выявило победителей. Самый высокий титул "¤унат-2002" завоевала Керэгеева Галина Степановна, уроженка Алданского улуса. Она получила признание жюри и зрителей за совершенное владение языка и знание национальной культуры. Второе место заняла Анисимова Мария Афанасьевна из Оленекского улуса. Она показала знание обрядов. И, наконец, почетное последнее место присудили самой юной участнице, студентке ЯГСХА, Винокуровой Веронике. Несмотря на свою молодость, она поразила строгое жюри тем, что смело справлялась с нелегкими заданиями, и подарила надежду, что она может стать хорошей хозяйкой.

Не было отбоя желающим участвовать в "Играх предков". Девушки и женщины вместе с мужчинами стреляли из пневматической винтовки, бросали маут. Мужчины прыгали в длину, "ыстана", "куобах", боролись "хапсагай". Судьи спортивных состязаний - Спиридонов Валериан, студент ЯГСХА, мастер спорта по прыжкам через нарты, Иванов Григорий, студент ИФКиС ЯГУ. За популяризацию национальных видов спорта и народных игр Якутии Гришу наградили дипломом Ассоциации национальных видов спорта и игр народов. Я впервые наблюдала и с интересом за спортивной игрой "Ловля хариуса".

Большой гордостью эвенкийского народа являются Александр, Филипп, Андрей Апросимовы. К празднику своего народа братья в память своего отца - эвенкийского поэта и художника - Д.Н. Апросимова провели конкурс детского рисунка. И на Бакалдыне подводили итоги конкурса. На конкурс были представлены 25 рисунков на темы "По произведениям поэта Д.Н. Апросимова", "Просторы Севера" и "Якутск - мой дом". Юные художники получили красивые призы, эксклюзивные работы братьев, книгу Дмитирия Апросимова "Утум".

Мы так хорошо отдохнули на Бакалдыне, открыли для себя много нового и интересного о прошлом и настоящем коренного народа Севера - об эвенках. Городская Ассоциация сделала многое за 10 лет своей плодотворной работы. Она стала колыбелью возрождения эвенкийских традиций. Расширяется география исконно старинной традиции "Бакалдын". Его празднуют в Усть-Майском улусе в Эжанцах. Проводят в Олекминском улусе, в Индигирке. Он стал национальным праздником иенгринцев, они специально приезжали на городской Бакалдын поснимать на фото, на своей родине проводят тоже интересно, все владеют языком, даже охотники приезжают из леса. Бакалдын восстановился в Амурской области. С этого года эту прекрасную традицию возродят и в Оленекском улусе.

Сыромятников Егор Егорович, глава Оленекского улуса:

- В нашем улусе 62 % населения - это эвенки. С этого года мы будем проводить "Бакалдын" и в нашем улусе. Специально приехали на эту встречу, увидеть, как проводят, учиться, перенять опыт. Нынче у нас тоже юбилей, отмечаем 10 лет образования первой родовой общины. И как раз к этой дате планируем проведение Бакалдына в Харыйалахском наслеге. Сейчас мы имеем 35 общин, и с переходом на самоуправление я думаю, что возрождение национальных традиций окажет положительное влияние на самосознание эвенков. За общинами закрепили земли, которые принадлежали их предкам. Будут проведены разные конкурсы, например, на знание своего родового дерева, родословной, мест, по которым кочевали предки, на сохранение семейных реликвий. Традиции не должны забываться, они должны передаваться следующему поколению.

Хочется завершить материал словами Галины Варламовой-Кэптукэ, эвенкийской писательницы, вложившей много своих сил в развитие и возрождение своего народа, его светлых традиций, глубоко понимающей все его проблемы: "Эвенки - это не вымирающий народ, а возрождающийся".

Сардана Седалищева.

Просмотров: 8516
Бесплатный хостинг uCoz