Взаимоотношение человека с природой... Трудно говорить о каких-то социальных и других аспектах этого взаимодействия, уходящего корнями в глубины веков, к истокам возникновения человечества. Наскальные рисунки первобытного человека, изображающие, в основном, сцены охоты, добывание огня - всё это говорит о том, что со времен зарождения человечество неразрывно связано с природой. Изначально человек стихийно преклонялся и обожествлял таинственные силы природы, опасные для жизни человека, преклонялся огню, воде, перед стихийными бедствиями. Отголоски подобных верований и до сих пор живы у многих народов мира, в основном, в виде обрядов и ритуальных поклонений божествам. Особенно это характерно для коренных малочисленных народов. Как свидетельствуют исторические повествования и народные сказания, вплоть до конца XIX века у эвенков, проживающих в различных регионах Сибири и Дальнего Востока сохранялся годовой жизненный цикл, диктуемый природными явлениями, поведением миграции животных и птиц. Он начинается с периода "туран" (март - прилет ворон), когда эвенки охотились на лыжах гоном на лосей и диких оленей по твердому насту снега. С периода "шонкан" (апрель - время отела оленей, лосей), люди спускались к рекам и речкам и занимались добычей рыбы, принимали отел домашних оленей. В период "дукун" (май) они переходили ближе к гарям и лощинам, где охотились скрадом на косуль, диких оленей, уток, ловили рыбу. В период "илага", "илкун" (июнь-июль) - цветение и созревание плодов, ягод, появления комаров, мошки и овода, эвенки селились около речек и долин "амнунда" с нетающим льдом. Ставили халтамы и дымокуры для оленей, ловили рыбу, подстерегали лосей и оленей на водопоях и водоемах, где они спасались от гнуса и овода. К периоду "иркун" (обдирание рогов парнокопытными) люди перекочевывали в травянистые долины, где начиналась охота с рогом "оревун" на изюбров и обязательная добыча самого жирного лося - самца "лёкёчен" для заготовки впрок жира и сухого мяса на зиму. Осенью в период "угун" и "угдарпир" (образование заберегов на реках и озерах, выпадение снега) люди откочевывали в глухие места, в верховья рек, горным водоразделам для охоты на пушного зверя, диких оленей и снежных баранов - "чубуку". В период "мире" собирались на ярмарках для обмена товарами, новостями, организовывали оленьи гонки, соревнования по национальным видам спорта и возвращались к охоте до наступления периода "гуран".
Обычаи, связанные с охотой, как одним из основных видов жизнеобеспечения эвенков, были не только рациональны, но и высоконравственны. Дичь было не принято бить без остатка, а добывали только по мере необходимости. Трогать самку с детенышем считалось большим грехом. Недопустимым для охоты считалось время гона и тока. Запрещалось трогать руками яйца в гнездах, так как птица могла оставить своих детенышей. Охота и кочевой образ жизни выработали у аборигенов тайги свою систему ценностей, основанную на чувстве единения с природой. Жизнь в суровых климатических условиях приучала людей к знаниям природных закономерностей, искусству сооружения оптимальных жилищ и изготовлению орудий охоты и предметов одежды и быта. Обширность охватываемых эвенками территорий, начиная от Урала до Камчатки и Китая, предопределило приручение оленя. Не зная грамоты, они прекрасно ориентировались на местности и имели четкие географические и топографические представления. Находясь на охоте, они оставляли метки (затеси) на деревьях, которыми ясно излагали время пребывания, что добыл и куда направлялся дальше.
После преодоления тяжелых природных преград на берегу бурных рек или на вершине трудных перевалов "алакит" обязательно находили соответствующее дерево, на которое вешали разноцветные ленточки, оставляли дары природе, тем самым благодаря духов данной местности за успешный переход. Этот ритуал и поныне строго соблюдается не только эвенками, но и якутами и другими северными народами. Пожилые эвенки безошибочно знали приметы погодных условий, определяли, какими будут весна и лето, осень, зима, - знания передавалось из поколения в поколение.
Таким образом, жизнь людей полностью зависела от благополучия в природе.
Годы ХХ века ознаменовались ускоренным освоением минерально-сырьевых ресурсов с целью обеспечения металлургической и др. отраслей промышленности, освоением электроэнергии, развитием нефтяной и газовой промышленности. Алмазы, золото и другие полезные ископаемые оказались могучим двигателем прогресса и одновременно источником беспощадной эксплуатации природных ресурсов и глобального загрязнения окружающей среды.
Если в промышленно развитых странах Запада, жесткое соблюдение природоохранного законодательства, чувство дисциплины и ответственности приводит к ощутимым результатам, то у нас происходит гонка за сиюминутной выгодой, распродажа природных ресурсов крупным магнатам, что приводит к не компенсируемым нагрузкам на природу. Кучка олигархов от царских щедрот скупила основные нефтяные и газовые месторождения Сибири и Дальнего Востока России. Да и на действующих горнодобывающих предприятиях сплошь и рядом не соблюдается природоохранное законодательство, что не секрет для каждого якутянина.
Орудуя на исконных землях, принадлежащих малочисленным народам, недропользователи даже не удосуживаются поговорить с хозяевами земель, не говоря уже о заключении договоров и выплате компенсаций за использование земель и нанесении экологического ущерба. Об этом много говорят чиновники всех рангов, депутаты старого и нового созыва, однако, этот вопрос в корне так и не решается. Коренные народы, насильственно отторгнутые от природной среды обитания, лишенные наследственных угодий: оленьих пастбищ, мест охоты и рыбалки, эти народы неуклонно деградируют. Безработица, алкоголизм, участившиеся самоубийства среди физически здорового и молодого поколения явились следствием насильственно измененных условий жизни, не требующих от охотников и оленеводов занятия их традиционными промыслами.
Эти примеры убедительно доказывают органическую, веками налаженную связь малочисленных народов с природой. Из этого можно сделать только один вывод, чтобы, сберечь возможность жизни и процветания людей, люди должны сберечь природу, дающую им эти силы для жизни и процветания.
Потребительское отношение к природе характерно для всех недропользователей, где бы они ни разрабатывали месторождения. Это - уничтожение растительности, бесконтрольная рубка леса, громадные массы вскрытых пород, хвостов обогащения, горы шлаков и шламов, загрязнение поверхностных и подземных вод. И как следствие, такое пренебрежительное отношение к природе, чувство "временщика", приводит к не возобновляемой гибели сотен и тысяч квадратных километров некогда цветущей тайги, сотен речек и озер. Обычные места обитания вынуждены покидать звери, птицы, погибает ценная рыба. Из-за невозможности охотничьего промысла, рыбной ловли, разрушения пастбищ, коренные народы тоже перекочевывают в мало приспособленные для жизни места. В этих условиях экологизация сознания, формирования обоснованного поведения, разумных потребностей в использовании природных ресурсов, экологической ответственности перед будущим поколением, становится настоятельной необходимостью. До тех пор, пока власть предержащие, да и само общество поощряет хищническую деятельность, наносящую губительный ущерб природе, нельзя ждать соблюдения экологических норм. В воспитании экологически обоснованного поведения, нравственных устоев человека очень полезно обратиться к культурным традициям наций и народов, в частности, к поучительным традициям общения с природой коренных малочисленных народов Севера.
Один из путей экологизации мышления людей - это воспитание широких масс населения через экологическое образование, начиная с детских садов, школ, во всех сферах образования, на предприятиях и организациях. Только таким образом, согласовывая все возрастающие потребности общественного развития с объективными природными закономерностями, человек может и должен предотвратить возможные экологические кризисы на нашей единственной зеленой планете Земля.
И.В.Наумов,
помощник ректора
Сельхозакадемии по возрождению оленеводства