Четверг, 2017-10-19, 9:07 AM
 
На главную
Меню сайта
Наш опрос
Какой вид туризма вас привлекает в Якутии?
Всего ответов: 544
 Легенды и предания

Легенды и предания моих предков
Нынешняя наша духовная жизнь пронизана такими высокими понятиями как национальное самосознание, национальная культура, национальная честь и достоинство.

Человек не может не задаваться вопросами: кто я? Где мои корни? В чем мое своеобразие? не зная своей родословной невозможно понять, что происходит вокруг нас в мире, разобраться в образе жизни и мыслей разных людей, проникнуть в суть событий. Живя в мире, необходимо знать и понимать соседей, но прежде всего нужно понять и узнать самих себя. Беден тот, кто лишен исторической памяти о своих предках.

Каждый человек - современник какой-либо эпохи и ровесник определенного поколения. А что понимают под словом "поколение"? Интервал времени между средним возрастом родителей и их детей. Древнегреческий историк Геродот полагал, что триста тысяч поколений составляют десять тысяч лет, потому-что три поколения составляют столетие. И благодаря преемственности поколений, человечество как род людской сохраняется, не обрывается "дней связующая нить": "История одного человека не может быть оторвана от истории предшествовавших или современных ему людей". Каждое поколение продолжает унаследованную деятельность в новых условиях и старается видоизменить старые условия. Поколение не может существовать иначе, как только основываясь на результатах деятельности своих предшественников.

Человек не может обойтись без своего прошлого.

В жизни мы часто слышим: " Он прожил очень большую жизнь", "У него была крайне интересная жизнь", "Человек с богатым прошлым", "Человек со сложной судьбой". И даже тот, кто живет только сегодняшним днем, не может обойтись без своего прошлого, только его отношение к нему бессознательно и невнятно.

В течение всей жизни, по архивной терминологии - фондообразователь - собирает основной корпус того, что называется личным или семейным архивом, хуже или лучше сохраняемом. Это - биографические документы, служебные бумаги, переписка, это фотографии, семейные фотоальбомы, творческие рукописи, письма, полученные от родных, знакомых и товарищей. Дневники и записные книжки..., которые, к сожалению, со смертью последнего владельца бывают уничтожены, как ненужный хлам.

В большинстве случаев люди не представляют себе ценности, хранящихся у них в доме старинных документов, личных архивов.

В семейном архиве должны сохраняться из поколения в поколение: фотографии, фотоальбомы, письма известных людей, автобиографии, любые мемуарные записи...

Между прочим, выясняется интересная вещь. У каждого человека два родителя - мать и отец, а вот бабушек и дедушек уже вдвое больше - четверо. Прабабушек и прадедушек еще вдвое - восемь, а тех, кто прапра... И так далее. Вот сколько у человека предков. И каждому из них мы обязаны жизнью. Вот не было бы на свете, например, прапрабабушки... не родился бы на свете, прадедушка... не появилась бы бабушка, а без бабушки не было на свете вашего отца.

Ау! Прапрабабушка...! Как это получилось, что ты встретилась именно с прадедушкой, а не с кем-нибудь другим? Достаточно было пойти в гости или просто где-нибудь с другим, свернуть направо, а не налево - и все бы пошло совсем по-другому. И ты никогда бы не родился. Родились бы другие дети, но не было бы в мире вот этого единственного и неповторимого тебя. Вот ведь такое чудо!

Узнав свою родословную, можно предугадать, какие качества будут у твоих потомков. Основываясь на генетических данных, можно помочь развить те или иные качества и уменьшить отрицательные черты.

Раньше родословные записывались только у князей и других именитых людей, но ведь и у простых людей истории рода наполнены многими интересными фактами. А, что такое "род"? В толковом словаре Даля так раскрывается это понятие: "Род - это связь членов семьи, обоего пола, от общего родоначальника, хотя не одного прозванья".

А в наше время - время механизации, компьютеризации не очень-то признают свою родню. Знают несколько самых близких родственников, но время предпочитают проводить с друзьями. Но чем больше времени мы проводим в окружении родни, тем богаче становится наш духовный мир.

Меня заинтересовала история моих предков. Сначала я расспросила своих бабушек, дедушку, родителей и родственников, рассмотрела краеведческие материалы, собранные моей учительницей Якушевой Лидией Харлампьевной, изучила литературу по истории ямщицких станций.

Изучая свою родословную, я узнала, что мои предки, как с материнской стороны, так и с отцовской линии наполовину из местных якутов и русских ямщиков. Они издавно жили на берегу р. Лены, на лесных аласах правобережья р. Синяя. И сейчас большинство моих родственников живут в Синске и называют родиной это небольшое красивое село.

Мой отец - Прокопьев Леонид Леонидович происходит из рода Петровых и Устиновых.

Мой прапрадед Петров Семен Алексеевич - высокий красивый казак со светлыми кудрявыми волосами, приехал с Ярославской губернии для наблюдения за ссыльными. Его первая жена умерла, и за него, сороколетнего мужчину выдали шестнадцатилетнюю Наталью Михайловну из Еланки. Они поселились в Кытыл-Дюра. Старший сын из пятерых детей, Константин, мой прадед, взял в жены Дарью, дочь из однофамильцев Дмитрия Василевича и Дорофеи Максимовны Петровых. В семье моего прадеда - Константина, родилось четверо детей, но их семейное счастье продлилось не долго: в июле 1942 года Константина призвали на войну. Через несколько месяцев пришла повестка о том, что Петров Константин Семенович погиб 26 февраля 1943 года и похоронен на Украине в деревне Близницы. Этот факт отмечен в "Книге Памяти" Хангаласского улуса на странице 13. Его жена - Дарья Дмитриевна простудилась и умерла от рака легких. Их младшую дочь - Анну, мою бабушку отправили в Синский детдом. Через год, в 1944 г., ее взяла на воспитание в близлежащее село Саккырыр Кирова Татьяна Дмитриевна.

Анна Константиновна выросла и через несколько лет вышла замуж за Прокопьева Леонида Ефимовича, жившего там же в Саккырыре . В начале у его отца, Ефима Егоровича, фамилия была Устинов. К Синску начали подходить красные, а один из Устиновых был командиром белогвардейцев, поэтому мой прадед Ефим Егорович поменял свою фамилию на девичью фамилию матери. И, женившись на Шадриной Варваре Лаврентьевне, дочери охотников, зарегистрировался как Прокопьев. Но война разлучила и эту семью: в июле 1942 г. Ефима Егоровича призвали на фронт Великой Отечественной войны, где он пропал без вести. Об этом отмечено в "Книге Памяти".

Мои бабушка и дедушка - Прокопьевы Анна Константиновна и Леонид Ефимович, со своими девятью детьми в 1971 году переехали в Синск. Через два года у них родился еще один ребенок - Юра, но в возрасте 1 года, он заболел менингитом, и врачи не смогли его спасти.

Не смотря на нужду, восемь детей получили среднеспециальное образование, а старший сын Леонид, мой отец, смог получить высшее образование.

А моя мама - Александра Дмитриевна из рода Асекритовых.

Асекритов Даниил Спиридонович, мой прадед женился на Ирине Андреевне, у них было пятеро детей. Даниил Спиридонович был чемпионом республики по охотничьей промышленности. В 1941-45 г. работал председателем колхоза, хотя знал всего две буквы: А и Д.

Старший сын Даниила Спиридоновича, мой дед, взял в жены Филиппову Ефросинью Иустиновну из рода ямщиков. Ее дед - Филиппов Петр Николаевич приехал в Ат-Дабан на временное жительство, но, женившись на коренной якутке- Евдокие Васильевне, остался. Их младший сын Иустин, мой прадед, женился на Соловьевой Вере Иннокентьевне, дочери купцов.

Ее родители - Соловьевы Надежда Васильевна и Иннокентий Георгиевич жили в Ат- Дабане. Привозили товары на лошадях и продавали разнообразные продукты. Но после гражданской войны в 1925 г. их раскулачили.

У Филипповых, Иустина Петровича и Веры Иннокентьевны, родились двое детей: Михаил и Ефросинья. Михаила Иустиновича в 1942 г., забрали на войну. Он отправил письмо, в котором сообщал, что поехал на свое первое сражение. Это было его единственное письмо. После войны приехал его друг, Шадрин Семен Спиридонович, и рассказал, что танк Михаила подбили немцы. После этой новости его мать Вера Иннокентьевна тяжело заболела и умерла. Ефросинье Иустиновне, моей бабушке, пришлось очень трудно, чтобы прокормиться она пошла работать.

В 1924 г. она вышла замуж за Асекритова Дмитрия Даниловича. В 1950 г., они переехали из Ат-Дабана в с. Едяй, где прожили шесть лет. Потом два года жили в Саккырыре и в 1958 г. переехали в с. Синск. В начале их семейная жизнь не складывалась - дети умирали один за другим, то от болезней, то от несчастных случаев.

После гибели четвертого ребенка они взяли на воспитание Олега от многодетной матери, которой трудно было его прокормить, веря в то, что после этого у них родятся дети. И через год у них родилась Шура, моя мама, а через некоторое время в их доме детей стало восемь.

Пришло тяжелое время. Ефросинье Иустиновне пришлось развестись с Дмитрием Даниловичем, но все же она смогла поднять на ноги своих восьмерых детей. Все получили среднее и средне-специальное образование.

Когда я начала изучать свою родословную, меня больше всего заинтересовали истории и легенды моих предков и прослеживание определенных закономерностей.

Троюродная бабушка Ефросиньи Иустиновны, моей бабушки, обладала сверхестественными способностями: могла насылать порчу на коров и на людей. Как-то раз внук сильно разозлил ее. Бабушка решила наказать его.

На горе Ат-Дабана, высотой примерно 20 метров, росла одинокая береза, на которой любили качаться все дети. После ссоры с бабушкой Коля пошел к березе. Когда он начал качаться, береза сломалась, и мальчик полетел вниз. Сверху его придавило камнем.

Его отец ехал на лошади - вез сено, увидел, что сын умер, позвал соседей. Они сдвинули камень, достали мальчика. Его похоронили.

Отец Коли злился, знал чьих рук это дело, даже хотел застрелить свою мать, но невестка помешала.

На девятый день после похорон пошли посмотреть на то место. Хотели сдвинуть камень, но его даже десять мужчин не смогли чуть-чуть приподнять.

Как-то Асекритова Зоя Даниловна, будучи беременной, поругалась с этой бабкой и тоже была наказана: пришло время рожать, схватки продолжались три дня. Кто-то подсказал, что надо взять горсточку золы из печки той бабушки. Сбегали за золой, принесли ее в платочке, развели водой и дали выпить Зое Даниловне. После этого она спокойно и, без осложнений, родила дочь.

Ночью, когда эта бабка расчесывалась, от ее волос летел клубок светящейся энергии и тот, кто был с ней в ссоре, всю ночь ему снились кошмары: душили или змеи, или совы. Но к людям, которых она любила, была бережна и лечила их. Например, она лекарственными травами вылечила стоматит у моей матери, Александры Дмитриевны.

Асекритов Данил Спиридонович, мой прадед, и его жена Ирина Андреевна лечили лекарственными травами всех, кто просил помощи. Сам же Данил Спиридонович был очень сильным мужчиной: до 75 лет он побеждал по бегу почти на каждом празднике Ысыах, даже среди 30-40летних. А в 71 год у него родился младший сын. Спортивные качества передались сыновьям: Василию, Валентину и его внуку Андрею - учителю физкультуры с высшим образованием.

Мой прапрадед - Асекритов Николай прославился своим громким голосом и пением. Его крик был слышен с села Едяй до с. Синска, а расстояние между ними 30 км. Многим из рода Асекритовых достались его музыкальные данные, праправнучка Анисья Дмитриевна и ее дети являются участниками ансамбля "Вечерка".

А мой прапрадед по отцовской линии, Устинов Михаил, был известен своей недюжинной силой: он в одиночку мог поднять пароходный якорь. Как-то в Усть- Куте он разозлился и ударил ладонью об деревянный столб ворот с такой силой, что на нем остался след руки. Среди его потомков есть люди, которые отличаются среди сверстников силой и выносливостью.

Асекритов Дмитрий Данилович, мой дедушка был главным зоотехником колхоза. Ни разу не пил, любил играть с детьми в шахматы, хорошо играл на балалайке.

Но, однажды, перегоняв коров на летнее пастбище, он пришел домой подвыпивший в первый раз. В доме была только его одиннадцатилетняя дочь Шура. К ним зашла соседка бабка Василиса, схватила Дмитрия Даниловича за волосы и протащила его три раза вокруг печки, приговаривая при этом: "Будь таким пьяницей, будь таким плохим", и прочие проклятия. Дочь Шура бегала за ними с громким плачем, пытаясь отобрать отца. Потом бабка вывела его на улицу и бросила его на дорогу. Дочь кое-как затащила бесчувственного отца в дом.

Через неделю, когда бабушка с детьми пили чай, в открытую дверь в дом залетела большая серая птица и, покружившись над кроватью Дмитрия Даниловича, села в угол. Домочадцы стали палками выгонять ее. Птица вылетела, села на столб и исчезла, будто ее и не было.

Через два месяца к Асекритовым приехал дальний родственник, слепой дед Кузьма. Он нагадал на картах все, что было и сказал, что Дмитрия Даниловича испортили, и никто не сможет спасти его. С того времени он ходил вроде бы трезвый, а как войдет в дом - становился сильно пьяным и постоянно повторял слова проклятья. Дочь Дмитрия Даниловича Шура выросла и поехала в город Якутск работать штукатуром- маляром. Как-то она рассказала историю об отце своему бригадиру Нине Семеновне Сахиной. Нина Семеновна посоветовала ей как снять проклятье: "Приедешь домой, когда она придет к вам в гости, а ты снаружи прикрой дверь и сверху палкой, так она не сможет выйти, и будет сидеть у тебя до вечера. Она позовет тебя драться, а ты ее не бей по лицу, бей по тени".

Александра Дмитриевна приехала домой и, когда пришла бабка Василиса, прикрыла дверь снаружи. Бабка Василиса сидела разговаривала, пила чай и не уходила. Вечером пришла Ефросинья Иустиновна, ау Александры Дмитриевны из головы вылетело про веник. Тут бабка Василиса встала и говорит: "Проводи меня". Александра взяла ее за руку и проводила. Пришла домой и вспомнила, что веник - то убрала ее мать! Тогда она взяла золы из печки и посыпала по всей дороге, по которой с бабкой шла. С того дня бабка Василиса перестала ходить к Ефросинье Иустиновне в гости, если у нее гостила дочь Шура.

Анна Константиновна, моя бабушка, работала ночной няней в школьном интернате. Как-то ночью она, как обычно, проверяла все ли дети на месте и, когда открывала дверь, вдруг увидела сбоку бледную женщину в длинном белом халате. Анна Константиновна с криком бросилась в свою комнату. После этого случая она надолго слегла.

При изучении родословной прослеживаются определенные закономерности, например, долголетие, многодетность и болезни.

Многие в моем роду разводились и снова вступали в брак. Одни могут жить вместе и терпят мужа или жену. Видимо, нашему роду характерны такие черты характера: нетерпение, стремление сделать свою жизнь лучше, чем есть.

Я узнала о своих предках из устных рассказов и воспоминаний моих родственников. Это всего лишь начало, для продолжения изучения моей родословной мне еще следует изучить семейные и государственные архивы.

Многие из нас знают историю Древней Греции или Киевской Руси, но многие не знаем свою историю, о своей родословной, о предках, какими они были, как они жили.

Я хочу, чтобы мои дети и внуки знали и помнили свое старшее поколение, мою мать и моего отца и других.

Наши предки живы в сменяющем их поколении, пока тянется ниточка воспоминаний о них. И долг каждого из нас не оборвать эту нить, протянуть ее из поколения в поколение. У вас были и есть дедушка и бабушка, вы помните их руки и голос, что они сделали для вас - рассказывайте о них вашим детям, внукам и так, чтобы они, как и вы, нежно относились к ним, с любовью вспоминали о них и рассказывали о них своим детям.

Вероника Прокопьева,
ученица 11 класса Синской средней школы

Просмотров: 4659
Бесплатный хостинг uCoz