Четверг, 2017-10-19, 9:02 AM
 
На главную
Меню сайта
Наш опрос
Какой вид туризма вас привлекает в Якутии?
Всего ответов: 544
 Из истории улусов Якутии

Встречи на Буотаме
Не так давно я снова посетил реку Буотама. А в первый раз это было после окончания III курса в 1961 году, когда я попал в геологоразведочную партию, во главе которой в то время стоял Игорь Аркадьевич Воздвиженский. Партия занималась уточнением давности находящихся на карте геологических парод. Это было 43 года назад.

Ныне посещение столь редких, запоминающихся, незабываемых мест организовал заместитель председателя Союза писателей Республики Саха (Якутия) Николай Романович Калитин. Он пригласил меня к себе в гости в дом, который находится в 50 км от середины речки Буотама, на месте, где раньше проживали его предки. Среди родной ему природы, без всякой государственной поддержки, он сам себе построил жилье.

А в своей книге, которая называется "Байанайым ымыытын ыллатан", он пишет: "Эти окружающие меня высотные деревья как будто я знаю с тех пор, когда они были короче хвостика белки, с ними дружу, их уважаю, живу с ними одной жизнью", вот в этих краях, описанных им чисто по-эвенкийски, я несколько дней действительно отдохнул от всей души. С ним мы и вдоль и поперек по реке Буотама прогуливались.

Кочевали на местность Марбаадай, где родился Николай Романович. Видел его охотничьи угодья в Хойгуолаах, Бордо_, Куримнаах Сиhэ. Он рассказал мне многое об этих заветных местах. Эти места принадлежат роду Калитиных - Морсо - по отцовской линии они кочевые эвенки. По ходатайству Хангаласского улуса, согласно Закона принятого в июле 2003 года депутатами Ил Тчмэн, включили землю Калитина в общий список земель или мест проживания представителей коренных малочисленных народов Севера. Это я считаю очень благородное дело.

Благодаря таким людям, как Н.Р. Калитин, самоотверженно, с большой ответственностью и любовью относящимся к своим родным краям, вокруг заветной Буотамы с двух сторон зеленая цветущая тайга, которая хранит народные традиции эвенков. Меня поразило, что я вторично посещаю те же геологические маршруты, и все там так как 43 года назад - глубокая тайга 60-х годов. Особенно меня поразило то, что (громко не буду говорить) в этих местах даже не бывает лесных пожаров.

В общем, хочу отметить, что все эти годы эвенки речки Буотама продолжительностью в 50 км, бережно относились к воде, к окружающей среде, за столько лет в его окрестностях не проживали люди, портящие, эту настоящую природу - это может быть хорошим примером для других. И то, что это поддерживает их администрация Хангаласского улуса РС (Я), очень хорошо.

Мне, человеку, прожившему около 70 лет, посещение таких мест, оказалось полезным для самоконтроля: здоровье у меня еще имеет большие резервы - к такому выводу я пришел. Во время посещения этих мест я пешком проходил более 100 км. При возвращении домой (т.е. к дому Н.Р. Калитина) мы с ним прошли 50 км за сутки. Ночевали в местах, где раньше были берлоги медведей, среди со всеми необходимыми в таких случаях вещами. Так дошли до берегов Лены. Хочу гордиться тем, что прошел такую дорогу, не отставая от настоящего эвенка, который намного моложе меня. Оба остались очень довольными. Для сравнения могу сказать, что в 1961 году, когда я, как ранее писал с партией И.А. Воздвиженского, проезжали через тракты Вилюйск - Алдан, с базы Чураан, находящейся напротив Иhит, по ямщицкому пути в 60 км на 6 лошадях, через двое суток (с ночевкой) добирались до Буотамы. Причина была в том, что в летний период очень было тяжело на оседланных лошадях, с большим грузом добираться до места назначения по жилистым, болотистым дорогам.

Сегодняшний родной дом Н.Р. Калитина находится среди лиственных и еловых деревьев на левом устье речки Буотама - Куримнаах. В построенных с помощью друзей, родственников, знакомых из близлежащих деревень, в трех домах: гостиница, в другой внучатые братья, в третьей он сам живет. Кроме того, имеется предназначенные на летний период для 10 гостей - чум-дом, палатка-столовая, небольшая баня, склад, подвал. Еще имеются просторные построения для молодых оленей похожие на халтаама-титиик. Вокруг них днем и ночью разводится дымокур.

Недалеко от Буотамы, очистив от больших камней, разровняв площадку, подготовили аэродром для посадки малых самолетов.

К моему приезду, там были четверо американцев. Супруги Клаус, Элла Штайнеры, до выхода на пенсию муж работал директором компании, ведущей консультации в международной индустрии коммуникации. Жена занималась небольшим бизнесом. Алтжи Эмелиа Ван Зоэлем - работает в Восточной Сибири России тур оператором, она, оказывается, является организатором приезда в эти края иностранных гостей. С ними прибыла из Калифорнии журналист-писатель Мария Фортней. Их целью и задачей явилось узнать как малые кочевые народы проживают на Севере. Услышав о том, что эвенкийский писатель у себя на родине построил себе дом, приехали поближе познакомиться. Может показаться очень удивительным, что из таких краев как Калифорния, из глубинки Америки люди узнав о том, что творческий человек построил себе дом, приехали поближе познакомиться с ним.

А как у нас? Несмотря на то, что в нашей Республике Саха (Якутия) имеется Министерство туризма, вряд ли кто-то из их работников знает, что у себя под носом, как говорится, имеется комплекс, готовый принять на сегодняшний день отдыхающих, туристов и т.д. Поражает то, что если они об этом знают, неужели невозможно было командировать для ознакомления хотя бы одного своего сотрудника. Даже иностранцы, оказывается, узнали об этом давно. В прошлом году приезжали французы. Во время моего пребывания на Буотаме, по радио было сообщение, что на ысыах Хангаласского улуса в Орто Дойду приехал министр туризма России. На мой взгляд, если глава администрации Хангаласского улуса господин Добрянцев, воспользовавшись случаем, посетил бы с гостем действительно уникальную землю своей родины - Буотаму, где писатель сам для себя создал место для отдыха и творчества, посмотрел бы как он управляется с этим хозяйством, то может в последующих переговорах многое бы выиграл. Это говорит о том, что мы частенько сами не можем воспользоваться имеющимися возможностями.

Поближе узнав Николая Романовича, я был поражен его целеустремленностью, доведению до конца поставленных перед собой задач. На месте он организовал все требуемые условия для пребывающих гостей, их питание, не говоря о постельных принадлежностях, ознакомил с жизнью и бытом эвенкийского народа. Гостей встречала молодая эвенкийская женщина в национальном костюме с дочерью на руках. Дымящейся веткой можжевельника "очистили" всех прибывших гостей. После этого хозяин дома Николай Романович выступил с приветствием прибывших издалека гостей, пожелал им хорошего отдыха и т.д. В чуме, выстланном свежими еловыми лапами, разговаривали через переводчика, обменялись своими мнениями.

Американцы в течение четырех дней купались на чистой воде Буотамы, отдыхали среди первозданной природы, катались на лодках, посетили короткие экскурсии, увидели оленей, фотографировались и остались очень довольны. Оказывается, они в корне не одобряют охоту, рыбалку, разрушение живой природы, тем более убивать животных, птиц. Они это считают грехом и очень берегут все прекрасное на земле. И пища у них вегетарианская. Перед отъездом мы услышали очень много благодарственных слов. Во время проводов гостей Николай Романович, после выступления с алгысом подарил Клаусу Штайнеру написанную на русском и английском языках книгу об истории эвенкийского народа. Гости в ответном слове сказали, что "Живая природа, добрые люди живут в Сибири России. Увидеть и узнать поближе об этом мы смогли благодаря улучшению международных отношений между Россией и Америкой. Увидели и узнали больше, чем ожидали, поэтому хотелось бы, чтобы отношения между нашими странами еще более улучшились и окрепли". Эти высказанные слова коснулись даже как говорится важных вопросов политики, но среди таежного края они звучали с удивительным теплом и глубоким значением. На прощание танцевали ехарье под звонкие песни эвенкийской девушки. Гости всем вручили подарки: начиная с конфет, орехов до футболок. Обещали еще раз приехать в наши дальние края.

Есть еще патриоты, относящиеся к своим родным местам с особой любовью и преданностью. Николай Романович является одним из ярких представителей этой когорты. Сами посудите, с тех пор как он себя помнит, родившись на реке Марбаадай, вместе с родителями кочевал на оленях вдоль и поперек Буотамы, обучаясь у них всем премудростям охотничьей жизни. Впоследствии, будучи студентом, а позже когда стал работать, не было ни одного года, чтобы он не посетил родные края, отдыхал и охотился. После выхода на пенсию он решил обосноваться в своих родных местах. Вот поэтому он здесь построил свой дом, почти что туристический комплекс. Мне он показал свои родимые места, где его предки табором со своими родственниками кочевали с одного места на другой в поисках пищи и крова. Обратную дорогу мы прошли через речку Куримнаах. Слово "куримнаах" - это эвенкийское слово, на якутском оно переводится как "свадебное". Но это слово на карте по-якутски обозначено "Куру_наах", что не соответствует настоящему названию. В начале этой речки в местности по названию Ходуhа остановились на ночевку. Это очень красивая местность с высокой березовой рощей. В старину здесь в весеннее время останавливались по 18-ти урасами кочевые эвенкийские племена со своими сородичами. И в это время здесь собиралась молодежь, веселились, танцевали ехарье, играли свадьбы. Вот поэтому ее назвали Куримнаах - Свадебное место. Какие были хорошие времена, тогда жизнь эвенков и их традиции, обычаи не были еще нарушены.

Во время этой езды спутник мой рассказал веселые истории из тех времен. Побывали на местности Сохсолоох. Вызывает горечь остатки обрубленных деревьев, прислоненные к деревьям остатки палок от урасы - и выглядят они сейчас как памятники. А он в своих охотничьих угодьях построил небольшие, удобные охотничьи избушки.

Тёрёёбют энэргэ эргиллии
юорютэ,
Тёлёню кюодьютэн сюрэхпэр
умайда.
Кюрюлююр кутаабыт суоhугар
бигэтэ
Куустарбыт киhилии, мин
дууhам сылыйда...

Эти чувства Николай Калитин выразил в своем стихотворении "Возвращение". Можно удивляться современному охотнику как Калитин оснащенному на высоком уровне необходимыми для охоты приспособлениями и т.д. Он отличается тем, что хорошо знает уклад жизни эвенкийского народа, и хочет это отразить в литературе, планов о будущем на сегодняшний день у него очень много. Писатель должен знать об укладе жизни и мысли людей, о которых пишет. Он является духовным представителем своего народа, его философом. Поэтому он отмечает, что его имя должно быть уважаемым, ценится высоко. Это понимают большие народности. И при этом он, не говоря о Пушкине, Толстом, вспоминает, как красноярцы построили Виктору Астафьеву музей-усадьбу. В первую очередь, оказывается, посещает именно это место. "Если мы не будем брать пример с них - не будет у нас духовности, не будет дальнейшее развитие национальностей. Вот именно из этих соображений, я решил обосноваться в своих родных пенатах и работать творчески именно здесь", - так Калитин Н.Р., говоря, закончил свою заключительную мысль. Мы надеемся, что руководство нашей Республики правильно оценит такие начинания, поддержит их в будущем. Пусть добрые начинания принесут добрые плоды.

"Я впитывая росу земли, пустил свои корни, упираясь на родном крае родился с судьбой быть свободным, и в этом я благодарен своим богам, что летаю над земным раем" - такими словами настоящего паириота Буотамы хочу закончить свой краткий рассказ об этой поездке.

Тумарча.
Перевод А.В.Максимовой

Просмотров: 2276
Бесплатный хостинг uCoz